Nissan «Ниссан»: Nissan Motor Co., Ltd., 17-1, Ginza 6-chome, Chuo-ku, Tokyo 104-8023, Japan www.nissan.co.jp
Компания Nissan Motor вот уже третий год продолжает радовать своих акционеров ростом продаж автомобилей, а с ним — укреплением финансового положения как самой компании, так и ее работников. В 2003 г. общее производство автомобильной техники на заводах Nissan Motor по всему миру выросло на 9,8 % и достигло 2957,7 тыс. машин, причем в США отмечен рост производства в 27,5 %, а в Японии — лишь 5,7 %. Не менее успешным ожидается и 2004 г., за первую половину которого рост производства составил 11,9 %. Это позволяет менеджерам Nissan Motor надеяться на достижение годового результата в 3,2 млн автомобилей. Европейское производство моделей Nissan за I полугодие 2004 г. выросло примерно на 6 % и достигло 241 тыс. единиц. Европейскими новинками 2004 г. стали Nissan Murano, Pathfinder и 350Z Roadster, уже хорошо известные в Северной Америке.
Новинка для Европы
Осенью 2004 г. на автосалоне в Париже были показаны три новых автомобиля для европейского рынка: кроссовер Murano, вседорожник Pathfinder и открытый двухместный 350Z Roadster. Из них новинкой является лишь Pathfinder, так как Murano и 350Z Roadster уже более года свободно продаются в Северной Америке.
Модель Murano была показана в 2004 г. в Женеве как прототип, а позднее на суд публики выставили европейскую комплектацию, в конструкцию которой внесены свыше 1600 изменений для большего соответствия вкусам состоятельных европейцев (машина является довольно дорогой). Силовой агрегат остался неизменным, а он включает достаточно оригинальное сочетание 3,5-литрового бензинового двигателя V6 мощностью около 245 л. с. с бесступенчатой механической передачей CVT. Последнюю можно переключать и в «ручном» режиме, так как там предусмотрено 6 фиксированных передач с постоянными передаточными числами. Трансмиссия европейского Murano будет только полноприводной и всережимной (All Mode). Стандартное оснащение всех европейских Murano, кроме всего прочего, включает отделку салона из натуральной кожи, спутниковую навигационную систему, биксеноновые фары, аудиосистему класса Hi-End фирмы Bose и даже цветную видеокамеру наблюдения за зоной позади автомобиля.
Новый Pathfinder с 1 сентября 2004 г. уже собирают на американском заводе Nissan в г. Смирна, штат Теннеси. Однако в Европу он будет пока поставляться (либо собираться на испанском заводе Nissan) с 2,5-литровым турбонаддувным дизелем типа YD мощностью 174 л. с. Вместительный 5-дверный кузов «универсал» рассчитан на 5 или 7 пассажиров, причем спинки сидений 2-го и 3-го рядов при их раскладывании убираются вровень с полом грузового отсека. Салон отличается повышенной трансформируемостью с возможностью получения 64 вариантов расположения сидений. На европейском рынке Pathfinder будет продаваться только в полноприводном варианте с многорежимной трансмиссией (All Mode). Сам автомобиль относится к вседорожникам типа «off-road» и пригоден для работы как по хорошим, так и плохим дорогам. Уровень оснащения Pathfinder будет не хуже, чем у Murano. Например, здесь предлагается двойная автоматическая климатическая система с двумя отдельными зонами регулирования климата для передних и задних пассажиров. Начало европейских продаж Pathfinder — весна 2005 г.
Вслед за купе 350Z пришла очередь и 2-местного открытого 350Z Roadster. Как и у купе, под капотом находится тот же силовой агрегат с 3,5-литровым двигателем V6 мощностью 280 л. с. Складной мягкий верх убирается в багажный отсек. По своему оснащению родстер мало чем отличается от купе.
Новинки для Японии
Вполне устойчивое положение Nissan Motor на внутреннем рынке, где она в 2003 г. опередила по продажам компанию Honda Motor, поддерживается не только внушительным модельным рядом, но и постоянным его обновлением. Например, только за последний год (июль 2003 г. — август 2004 г.) на японском рынке появилось по меньшей мере 6 новых или модернизированных семейств автомобилей. Среди них можно отметить новый представительский седан President, легковой универсал Stagea и большой минивэн Presage.
Новый флагманский седан President IV поколения отличается куда более совершенными формами, чем его аналог Toyota Century. Достаточно большая колесная база в 2870 мм и габаритная длина кузова 5070 мм обеспечивают просторное размещение 5 или 4 пассажиров (в последнем случае вместо заднего сиденья устанавливают два сиденья-кресла). Оснащение и комплектация автомобиля выполнены по высшему классу, что подтверждает и его стоимость в пределах 8–9 млн иен (примерно 73–82 тыс. долларов). Кроме технически сложных адаптивных подвесок, освещения, круиз-контроля и системы адаптивной безопасности Pre-Crash, особое внимание уделяется комфорту VIP-персон, располагающихся на задних сиденьях. Здесь предусмотрены установка мобильного офиса с мультимедийной системой, свой микроклимат, регулируемое с помощью электроприводов сиденье, возможность вытягивать ноги для отдыха и многое другое, чего нет на обычных автомобилях.
Силовой агрегат включает 4,5-литровый бензиновый двигатель V8 мощностью 280 л. с. и гидромеханический адаптивный 5-ступенчатый «автомат».
В группу автомобилей высокого класса (по европейским меркам — размерный класс Е) входит легковой универсал Stagea с задними ведущими колесами, комплектуемый высокофорсированными бензиновыми моторами рабочим объемом 2,5–3,5 л мощностью до 280 л. с.
Комфортабельный 7-местный минивэн Presage отличается переднеприводной компоновкой, но может быть как с передними ведущими колесами, так и с полным приводом. В комплектации «люкс» он оснащен аналогичным модели Murano силовым агрегатом, включающим 3,5-литровый двигатель V6 мощностью 231 л. с. и бесступенчатую механическую передачу типа CVT. Высококлассное оснащение Presage включает такие опции, как дистанционное складывание сидений 2 ряда и открывание задней двери грузового отсека.
В целом предложение моделей Nissan для японского рынка в середине 2004 г. включает около 30 семейств автомобилей различного типа и класса.
Новинки для США
Внушительное предложение моделей Nissan на североамериканском рынке включало на середину 2004 г. 11 семейств машин (не считая пикапов), что способствует и достаточно высокому уровню продаж. Так, за I полугодие 2004 г. только в США реализовано 472,8 тыс. автомобилей (включая модели Infiniti), что на 25,5 % (!) больше результата предыдущего года. Наибольшей популярностью среди американцев пользуются седаны Altima, Sentra, Maxima и вседорожник Xterra. В 2004 г. появились сразу три новых вседорожника Armada, Pathfinder, Xterra, а также модернизированный седан Altima 2005 модельного года (м. г.).
Вседорожники унифицированы по конструкции, так как все они имеют одно и то же рамное шасси типа «F-Alpha», включающее жесткую раму из стальных закрытых профилей, переднюю независимую пружинную подвеску колес на поперечных рычагах и два типа задних подвесок — зависимую рессорную (для Xterra) и независимую пружинную тоже на поперечных рычагах (для Armada и Pathfinder). По конструкции шасси все автомобили относятся к классу «спорт-ютилити» типа «off-road», т. е. к вседорожникам. Все они имеют 5-дверные универсальные кузова вместимостью 7/8, 7 и 5 пассажиров соответственно для Armada, Pathfinder и Xterra, причем все выполнены в едином стиле и очень похожи. Самый большой полноразмерный Armada отличается колесной базой в 3129 мм и габаритной длиной кузова 5255 мм. Модели Pathfinder и Xterra имеют колесные базы в 2850 и 2700 мм, а кузова — длиной 4765 и 4539 мм соответственно. Все комплектуются только бензиновыми двигателями. На Armada установлен 5,6-литровый мотор V8 мощностью 309 л. с., а на других — новый 4,0-литровый агрегат V6 в 253 л. с. Все моторы комплектуются только гидромеханическим адаптивным 5-ступенчатым «автоматом», но для Xterra предлагается и механическая 6-ступенчатая коробка передач. Предусмотрены обычные варианты трансмиссий с задними ведущими колесами (2WD) и полноприводные (4WD). На модели Armada 4WD установлена многорежимная (All Mode) трансмиссия типа «full-time», работающая в четырех режимах: задний привод (2WD), полный привод без блокировки дифференциалов (auto), полный привод «part-time» с блокировкой центрального дифференциала (4H) и то же с включением понижающей передачи в раздаточной коробке (4LO). Трансмиссия Pathfinder 4WD может быть типа «full-time» либо «part-time», где режим auto не предусмотрен (поэтому она считается трехрежимной). И, наконец, Xterra 4WD оснащена только трехрежимной трансмиссией типа «part-time». Все автомобили отличаются высоким уровнем пассивной и активной безопасности. Кузова со специальными легкосминаемыми зонами в случае столкновения и комплект подушек и боковых надувных «шторок» безопасности — стандартное оснащение (либо заказное для верхних «шторок») на всех моделях. Активная безопасность поддерживается в том числе дисковыми тормозами всех колес с АБС и EBD (электронное распределение тормозных сил) и системой динамической стабилизации при движении VDC. Оснащение и оборудование этих автомобилей соответствует их классу стоимости.
Популярность седана Altima в США определяется тем, что за относительно невысокую цену покупатель приобретает вместительный и мощный автомобиль. Базовая комплектация Altima с 2,5-литровой рядной «четверкой» в 172–177 л. с. и механической коробкой передач продается за 17 тыс. долларов, а с мощным 3,5-литровым мотором V6 и «механикой» — всего за 23 тысячи. При этом последний развивает скорость до 225 км/ч и разгоняется с места до 96 км/ч только за 6,0 с. В 2005 м. г. Altima подверглась легкой модернизации. Число базовых комплектаций увеличено до шести, а мощность 3,5-литрового мотора — до 253 л. с.
Micra
Компактный городской хэтчбек Micra создан на унифицированной платформе Renault-Nissan размерного класса В и отличается своеобразной внешностью с высоко расположенными выпуклыми фарами. В остальном машина вполне обычна, если не считать ее достаточно большой габаритной высоты (1540 мм). Относительно модели-предшественницы новая Micra заметно больше, просторнее и тяжелее. Из технологических новаций можно отметить рулевое колесо с кнопками управления аудиосистемой и дистанционный чип-ключ для доступа в автомобиль. Отмечается высокий уровень пассивной безопасности новинки. Силовые агрегаты включают бензиновые и турбонаддувные дизельные двигатели рабочим объемом 1,0–1,5 л мощностью 65–88 л. с.
Almera
В 2004 г. семейство моделей Almera европейского размерного класса С выпускалось без существенных изменений. Покупателям предлагают 3- или 5-дверный хэтчбек, а также более вместительный 4-дверный седан с бензиновыми и турбонаддувными дизельными двигателями. Бензиновые 1,5- и 1,8-литровые моторы мощностью 98 и 116 л. с. и три дизеля рабочим объемом 1,5 и 2,2 л в 82, 112 и 139 л. с. комплектуют механическими 5-ступенчатыми (для мотора в 136 л. с. 6-ступенчатыми) коробками передач. По заказу 1,8-литровый мотор оснащают гидромеханическим 4-ступенчатым «автоматом». По заказу возможна установка системы динамической стабилизации при движении ESP. Уровень цен в Европе — от 13,9 тыс. евро.
Almera Tino
Компактный универсал повышенной вместимости (УПВ) Almera Tino предназначен главным образом для использования в качестве семейного транспорта. Трансформируемые сиденья позволяют получить до 24 вариантов конфигураций пассажирского салона, а все три сиденья заднего ряда легко снимаются. Емкость багажного отсека составляет 0,44 м3, а в случае демонтажа задних сидений возрастает до 1,95 м3. Семейство силовых агрегатов включает бензиновые и дизельные двигатели рабочим объемом 1,8–2,2 л мощностью 112–136 л. с., комплектуемые механическими коробками передач, гидромеханическими «автоматами» (1,8-литровый мотор) либо бесступенчатой механической коробкой CVT (2,0-литровый мотор).
Primera
Летом 2004 г. обширное семейство моделей Primera европейского размерного класса D было модернизировано. Внешний вид не изменился, но заметно обновлен интерьер салона и центральной консоли, появились отделочные материалы более высокого качества, новое рулевое колесо и ряд других изменений. Изменены параметры работы подвески и рулевого управления, что привело к улучшению характеристик управляемости и комфортабельности движения. Улучшена работа системы динамической стабилизации при движении EPS. Предложение силовых агрегатов с бензиновыми и дизельными двигателями мощностью 109–140 л. с. не изменилось. Покупателям предлагают три типа кузовов — «седан», 5-дверный «хэтчбек» или «универсал».
Maxima QX
В 2004 г. вместительный переднеприводной седан Maxima QX выпускался без существенных изменений. На североамериканском рынке этот автомобиль в слегка видоизмененном варианте известен как Infiniti I35. В Японии аналогичный седан Cefiro снят с производства еще в 2003 г., и сегодня там продаются по меньшей мере две аналогичные машины классической и переднеприводной компоновки, которые его заменили. Однако никаких официальных сообщений о предстоящем обновлении Maxima QX пока не слышно — очевидно, все прояснится в 2005 г. Как и ранее, на европейском рынке Maxima QX предлагается с 2,0- и 3,0-литровыми моторами V6 мощностью 140 и 200 л. с. с механическими либо автоматическими гидромеханическими коробками передач.
350Z
Спортивное 2-местное купе 350Z использует укороченную заднеприводную платформу Nissan Skyline Coupe, которая была создана специально для так называемых драйверских автомобилей. Поэтому и поведение машины на дороге соответствует самому высокому уровню. Под капотом — двигатель V6 с регулируемыми фазами газораспределения мощностью 280 л. с., комплектуемый механической короткоходной 6-ступенчатой коробкой передач и дифференциалом повышенного трения в приводе задних колес. Помощником мощных тормозов выступают системы контроля тяги ведущих колес и динамической стабилизации при движении. Автомобиль отличается комфортабельным оснащением даже в базовом исполнении стоимостью от 33,5 тыс. евро и выше.
X-Trail
В 2004 г. семейство легких вседорожников X-Trail, которых теперь называют «кроссоверами», выпускалось без существенных изменений. Специалисты Nissan Motor оснастили X-Trail совершенной трансмиссией с оригинальной трехрежимной системой полного привода All Mode 4і4. Кроме этого, автомобиль оснащен дифференциалом повышенного трения в приводе передних колес и системой динамической стабилизации при движении ESP Plus. Базовый силовой агрегат включает 2,0-литровый бензиновый двигатель мощностью 140 л. с., сблокированный с механической коробкой передач либо с гидромеханическим «автоматом». В такой же комплектации предлагают 2,5-литровый мотор в 165 л. с., а 2,2-литровый дизель возможен только с «механикой».
Terrano II
Собираемый в Испании вседорожник типа «off-road» отличается от X-Trail классической конструкцией на рамном шасси и более прочной подвеской. Предусмотрено два кузова: короткий 3-дверный универсал с колесной базой 2450 мм и удлиненный 5-дверный семиместный универсал с колесной базой 2650 мм. Полноприводная трансмиссия типа «part-time» допускает движение как с задними ведущими колесами, так и с полным приводом при блокировке межосевого дифференциала. Силовые агрегаты включают 4-цилиндровые 2,4-литровый бензиновый двигатель мощностью 118 л. с. и два турбонаддувных дизеля рабочим объемом 2,7 и 3,0 л мощностью 125 и 154 л. с., комплектуемые механическими коробками передач или гидромеханическим «автоматом».
Patrol GR
Этот вместительный вседорожник типа «off-road» оснащен мощным рамным шасси и цельными балками мостов на рычажно-пружинной подвеске, что говорит о его серьезных возможностях по работе в условиях бездорожья. Предлагаются короткий трехдверный 5-местный или удлиненный 5-дверный семиместный универсалы с полноприводной трансмиссией типа «part-time». Силовые агрегаты включают 3,0-литровый дизель мощностью 158 л. с. или 4,8-литровый бензиновый двигатель в 245 л. с. Осенью 2004 г. состоялся еще один легкий рестайлинг, в результате чего обновились внешний вид и отделка интерьера кузова. Повышена мощность 3-литрового дизеля. Из названия автомобиля с осени 2004 г. исключены буквы GR (Grand Raid).
Интервью с директором отдела маркетинга и продаж "ООО Ниссан Мотор РУС" Юрием Самойленко
- Чем знаменателен был для Вашей компании 2004 год?
Для развития бизнеса нашей компании в России 2004 год стал одной из самых важных вех. Первого января этого года приступила к работе созданная в прошлом году национальная торговая компания ООО "Ниссан Мотор РУС", которая взяла на себя функции генерального импортера автомобилей "Ниссан" в Россию. Компания занимается определением маркетинговой политики, развивает дилерскую сеть, размещает заказы на производство, организует логистику и таможенную очистку, а также оказывает поддержку послепродажного обслуживания автомобилей. Все это позволило значительно увеличить наши усилия по продвижению марки "Ниссан" на российском рынке.
- Насколько укрепились позиции фирмы на российском рынке?
По сравнению с 2003 годом позиции компании на рынке значительно укрепились. За первые семь месяцев 2004 года продано 13 677 автомобилей, что в 2,7 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда была реализована 5071 машина. Всего за 2003 год компания реализовала 9470 автомобилей марки "Ниссан". При этом мы значительно опережаем рост всего рынка иностранных автомобилей в России, который увеличился за первые семь месяцев в два раза. В 2004 г. мы планируем предложить покупателям 28 тысяч автомобилей. В настоящий момент мы обладаем долей рынка в 6,5 % и надеемся на ее дальнейшее увеличение в этом году до 7 %.
- Расскажите о моделях, вызывающих самый большой интерес у российских покупателей.
Наибольшей популярностью у покупателей пользуется Nissan Almera, продажи которой в период с января по июль этого года составили 5606 машин. Сейчас это одна из самых продаваемых моделей в своем сегменте. На втором месте находится модель Primera, которая по итогам первых семи месяцев 2004 года стала лидером продаж в своем классе (4155 автомобилей за семь месяцев 2004 года). На третьем месте - наш компактный вседорожник X-Trail (1431 автомобиль).
- Что планируется сделать для увеличения продаж в 2005 году?
В 2005 году мы будем продолжать наращивать маркетинговые усилия по продвижению существующих моделей, а также представим ряд интересных новинок. Будет запущен целый ряд программ по поддержке розничных и оптовых продаж. Кроме того, большое внимание будет уделено расширению региональной дилерской сети и повышению качества всей сети в целом. Сейчас мы активно занимаемся введением новых стандартов оформления дилерских центров "Ниссан", одновременно стремясь к тому, чтобы каждый дилер стал представлять собой интегрированный автоцентр, в котором под одной крышей располагались бы салон, станция техобслуживания и склад запасных частей. |